Чужая мечта

PDF
000

Краснолуцкий Александр
В жизни каждого человека есть проект. Хотя, скорее всего, несколько проектов, после осуществления которых остается чувство гордости за содеянное. Или дикий восторг. Или легкая грусть, что мечта осуществилась. Или и то, и другое, и третье. И неважно, сам ли ты его придумал или кто подсказал. Важно, что участвовал и сделал, несмотря ни на что. Haute Route (Хат Рут) – именно это.

Он считается самым известным трекинговым маршрутом Европы. Его начали ходить еще в конце 19 века. Старт и финиш неизменны - от Монблана (поселок Шамони, Франция) до Маттерхорна (поселок Церматт, Швецария). А вариантов прохождения несколько. Они проложены по горным долинам Альп, покрытых ледниками, через перевалы с высотами до 3600 метров. Протяженность, в зависимости от выбранного пути, колеблется от 150 до 200 километров. Время – до 12 дней. Самое быстрое прохождение – 21 час. Ходят Хат Рут (в переводе значит «верхняя дорога») как летом, так и зимой. Нам «досталась» зима.

Вагончик канатки плавно и неумолимо скользит в светлеющее небо. Уши закладывает – набор полтора километра за считанные минуты. Мягкий толчок, звонок, традиционное «бонжюр» при открывании двери и толпа народу выливается на утоптанную в асфальт снежную площадку на гребне горы. Под утренний ветерок не закайфуешь, поэтому быстро надеваем лыжи и катимся вниз, в долину ледника. Снег мягкий, Костя и Коля «пишут» на нем плавными дугами, Крис (наш гид) и Моника скользят просто на заглядение и даже у меня иногда получается изобразить красиво, хотя фрирайд – не мой конек. 20 минут, километр долой. На леднике Крис проводит с нами инструктаж по пользованию скитурами. Это горные лыжи, на которые поставлены специальные крепления с откидывающейся пяткой. Отщелкнул пятку, надел камуса (широкая лента, одевающаяся на скользящую поверхность лыжи, с одной стороны подшитая мехом. Мех не дает лыжам ехать назад, при этом позволяет скользить вперед) – поднимаешься вверх по склону. Закрепил пятку, снял камуса – можно ехать вниз. Сегодня в нашем плане два перевала и ночевка в хижине на 3100. Первый взбадривает – очень крутой в нижней части, где впору идти в кошках на три такта, вверху он обманчиво выполаживается. Вылазишь на него и застываешь перед семидесятиградусным обрывом. Туда?!!!! Поочереди нас спускают на веревке вниз, в лыжах, ес-с-стественно. Крис последний, сьезжает (!!!) сам. Какая-то фантастика, как в кино! Быстро доезжаем до второго, одеваем шкурки. Идем скитуровским зигзагом, при смене курса лыжи цепляются, палки проваливаются. Верх очень крутой, снимаем лыжи. Дальше до хижины длинный, пологий спуск по огромному цирку. Наспоследок наш гид устраивает нам занятие по зигзагам, обьясняет работу каждой ноги. После этого цеплятся стало меньше. Вот, наконец, и дом.

Альпийские хижины – особая тема. Их десятки, разбросанны по всем Альпам. Это большие, многоэтажные дома, стоящие на высотах от 2400 до 3200. Одни принадлежат частным лицам, другие клубам, некоторые – целым деревням. В них обязательно имеется большая столовая, мест на двести, комнаты для ночевки, с матрасами и одеялами, туалеты, места для просушки и складирования оборудования, библиотека (!!) с массой книг, журналов и настольных игр. В стоимость суток включено: ужин, койко-место, завтрак. Придумываешь себе маршрут, бронируешь по интернету хижины по пути движения, и идешь с легким рюкзачком, любуясь горными пейзажами. Мы тоже старались любоваться, хотя наше умение кататься не позволяло сильно расслабится. Выходили всегда рано, в пять, в шесть часов. Утренний снег жесткий. В нашем понимании это фирн. Приходилось постоянно кантоваться. Днем его приотпускало, лыжи прорезали корку, мы ехали большими дугами, т.к. любое давление на канты выбрасывало тебя с этих рельс. К вечеру снег подтаивал настольно, что нужно было сильно осаживаться назад и развивать достаточную скорость, чтобы не утонуть в нем. Не все виды снегов нам давались, поэтому зачастую вроде бы предполагаемое легкое скольжение вниз превращалось в борьбу.

Ну и никто не отменял горную болезнь, которая скрутила нашего Николая в первый вечер. Пришлось ему пропустить милый овощной супчик, лазанью с мясом и сыром, воздушный шоколадный десерт и бокал белого вина. Но живительный сон, поддержка друзей, могучий организм сделали свое дело и рассвет второго дня застал нашу компанию в полном составе на краю ледникового сброса. Потребовалось внутреннее усилие, чтобы заставить еще непроснувшийся организм ехать в синеющую бездну. Фирн мгновенно разгонял лыжи до сумашедшей скорости, к недалекому перевалу подьехали быстро. Лыжи в рюкзак, ледоруб в руки. Солнце одновременно осветило нас и длинную долину, куда нам предстояло спуститься. Несмотря на утро, снег на склоне этой ориентации подтаял и ехалось нетрудно. Множество спусковых следов указывали верное направление, часто встречающиеся группы поднимающихся людей подкрепляли эту уверенность. Вначале чистая, морена по мере спуска «зарастала» деревьями, потом перешла в заснеженную дорогу, потом просто в дорогу с узким снежным язычком по краю, потом неожиданно преобразовалась в подготовленную горнолыжную трассу и вот мы уже в небольшой деревушке Чампекс. Пока ждем автобуса, Крис проводит с нами практическое занятия по поиску человека, попавшего в лавину.

Надо сказать, что отношение к этой теме у всех, кто активно отдыхает в Альпах, необыкновенно серьезное. Система, один-два бура, пара длинных петель – на каждом, кто покидает хижину. Включенный бипер, лопата и щуп в рюкзаке, веревка. Плюс очень точные прогнозы по погоде, а также по состоянию снега, разбитые по высотам, глубинам и сторонам света. Например, прогноз на третий дней говорил нам о третьей степени лавинной опасности из-за образования снежных досок на высотах 2400-2800 на склонах восточной-северной ориентации и такой же степени риска, но уже на южных-западных склонах высотой до 3500 метров из-за мокрых лавин. Зная, что на каждые 400 метров подьема, а также 1000 метров спуска тратится, в среднем, один час, Крис очень точно рассчитал нам на непростой третий день время выхода, время подьема на перевал,  время спуска, проката по долине и попадания в хижину так, чтобы возможность попасть в неблагоприятные теоретические данные прогноза была минимальной. Забегая вперед скажу, что расчет сбылся в точности до получаса!

А пока мы ехали на автобусе по живописной долине в деревню Сент Бернар. Это не халява, не сокращение маршрута. Альпы поперек пересекает глубокое ущелье, соединяя Швейцарию и Италию невысоким перевалом в 2469 метров. Большого смысла в хождении по дорогам нет, поэтому все переезжают это место, продолжая Хат Рут с разных мест в долине. Мы выбрали для этой цели конечное селение Швейцарии, историческое место. Через него 16 мая 1800 года прошла армия тогда уже известного полководца Наполеона, который после молниеносного перехода через Альпы опрокинул малочисленные заслоны не ожидавших его с этой стороны австрийцев, выиграл несколько сражений и по итогу что-то там себе отхапал. Мы, также как и Бонапарт, молниеносно вселились в, кажется, единственную здесь гостинницу, посидели в ресторанчике, зашли в церковь, повалялись на травке, поужинали и завалились спать, т.к. начало третьего дня должно было быть в три часа. Этого дня мы боялись ввиду того, он был первый из трех, помеченных в плане как “long day” (длинный день). И когда мы уже в 12 часов вкатывали в хижину, то недоумевали от определенной легкости, скорости набора высоты в 1850 метров. И, конечно же, почуствовали себя мачами. Завтрашний “long day” с набором в штуку казался игрушкой. Как оказалось, зря!

Плановой засадой было то, что на этом этапе Крис и Моника спускались вниз, а мы должны были продолжить путь втроем, самостоятельно. А вот стольких неплановых развлечений мы не ожидали. Началось все с утреннего снегопада, который засыпал следы. От подьемных зигзагов остались только редкие неровности на снегу, еле различимые в начинающимся утре. За триста метров до перевала, на высоте 3400 метров, мы попали в плотный туман. Компас, карта и спонтанно возникающие дискуссии продвинули нас (как нам показалось) в точку спуска. Начали ехать вниз, но через сто метров остановились – как-то все круто. Встали на скальной площадке, решили ждать видимость. Она пришла минут через сорок. Также пришло понимание, что до перевала мы не дошли совсем немного. Еще час вылазили. Потом немного посмотрели на наши следы на краю б-б-б-о-о-л-ь-шого карниза, коий мы посетили в тумане. В общем, когда мы проехали реально крутую верхнюю скальную часть и выехали на пологий ледник, жарило уже во всю. Дотолкались до нижних скал. Оставалось 400 метров вниз, к реке и 400 метров подьема к уже видимой хижине. В первом же кулуаре из-под меня уходит лавина. Снег – водянистая вата, склон заряжен, только и ждет нагружения. Попробовали ниже – еще хуже, еле вылезли обратно на скалы. Хватило ума посмотреть карту. Одели шкуры и пошли в турецкий поход обходить сбросы. Шли часа полтора. Жара, ни ветерка!! Одурели просто. По более пологим полям стали сбрасывать высоту. Чуть загрузишь концы – уходишь в снег по пояс. Я отстреливался с лыж раз пять. В конце стало круто - пришлось сделать один дюльфер. К речке доехали в 15.00 часов. Совершенно озверевшие. Попили, поели и вверх. Двести метров подьема по некрутому склону, который раз двести проседал под нами с характерным уханьем и не срывался в лавину только из-за часто торчавших скальных останцев. А вот крутой кулар западной ориентации этого уже не обещал. Провесили одну веревку по краю. Страшно. Посидели, подумали. Решили ночевать, как ни близок был дом. Рядом стоял заброшенный каменный коровник, без окон, без дверей, почти без крыши. Развесили одежду сушиться в заходящем Солнце, очистили нары от снега, развели костер из досок, в лавинной лопате натопили воды, поели двумя сникерсами, оделись и легли спать. План был такой – спать, пока мороз и голод не разбудят, вылазить кулуар, идти в хижину завтракать и сразу уходить в следующий переход. С такими мыслями я отключился. Сознание включилось с Колиными словами: «Красный вставай, за нами вертолет прилетел». !!!!! . Выскочил из хижины. Картина голивудского боевика – Коля с Костей стоят спиной ко мне, на краю склона и на них, снизу, с реки, вылетает реальный вертолет! Делает круг, садится. Выбегает штурман. - Вы русские?

- Русские.

- Почему не дошли?

- Опасно, лавины.

- В хижину хотите?

Думаю, ответ вы знаете. Через пять минут мы на хижине, еще через двадцать – накормленные и напоенные. «Как так?» – спросите вы. А вот как – Крис, волнуясь за нас, в 19.00 позвонил в хижину. Пришли русские? Нет. Следующий звонок был уже спасателям, которые вылетели с долины, поднялись на наш утренний перевал, по следам долетели до речки и по ним же начали подниматься к кулуару. Сняли нас, выгрузили на хижине и приземлились в долине в …… я сам не поверил бы в эту цифру, если бы не видел официальных документов…. и приземлились на своей базе в 19.29!!!!! 29 минут на поиск и спасение людей в районе перевала, высотой 3700, включая дорогу. Не знаю, что сказать. Может, и мы когда-нибудь так научимся..

После такого дня проход по «Омлету» - длиннющему леднику Otemma, даже описывать стыдно. Вышли, немного сьехали, одели камуса, четыре часа шли и .. пришли. Оставался последний бросок до Маттерхорна. В этот бросок отправились, как нам показалось, добрых две трети хижины. Просыпающаяся долина была усыпана людьми, движущимися к перевалу и явно собирающиеся нарушить швейцарско-итальянскую границу. Мы тоже не отставали и даже обогнали несколько групп. Наверху соориентировались  и по насту уехали вниз-вправо ко второму перевалу. В него «стояла» очередь. Мы сняли лыжи, одели кошки, встали в конец жаждущих. 20 минут и ветер следующего цирка обдувает наше лицо. С третьим, самим высоким и последним пришлось повозиться полтора часа. Но это стоило того! Красавец Маттерхорн – цель нашего долгого пути – заслонял, кажется, полнеба. С одной стороны его изумрудом оттеняла глубокая долина, с другой стороны особо яркое сегодня голубое небо. Частые самолеты чертили в нем белые дуги. Вокруг, куда хватало дотянуться взгляду – горы, горы, горы.. Было тепло. Народ на перевале откровенно балдел. Путешествие приближалось к концу. Но одну кайфовинку Хат Рут приберег. Спуск к подножию был … Невообразимый! Потрясный! Обалденный! Невероятный! Великолепный!

Склон ровный, снег отпустило после мороза, но он еще не превратился в кашу. Лыжи прорезали его с мягким шелестом, послушно разгонялись и останавливались. Мы как-то оказались одни и тишина вокруг просто звенела, нарушаемая только нашими счастливыми восклицаниями. Мозг отказывался воспринимать классическую красоту картинки. Хотелось ехать и ехать. Нет, хотелось парить и парить. И, почему то думалось, что так будет вечность. И хотя она скоро закончилась, и нам еще пришлось побороться с горизонтальными снегами на подступах к Церматту, я чувствую, что так будет всегда. Всегда твоя ли, чужая ли мечта будет звать, дразнить тебя, пока оставив все за спиной, ты не ринешься навстречу ее зову, навстречу сложностям, неизвестностям и навстречу своей награде, этому полету тела и души, может краткому, но вечному. Не бойтесь мечтать..